Одежда для детей










Расскажи другу и получи подарок

Русская свадьба

Свадебные подарки
Современная свадьба
Годовщины

Интересно, на Руси жених и невеста на время свадьбы приобретали статус, сопоставимый со статусом вождя, князя, короля, и соответствующее почтение со стороны гостей. Их величали: жениха - князем, князюшкой, невесту - княжной, княгинюшкой. Бракосочетание всегда тесно связывалось с религией, и вступающие в брак молодые в глазах гостей (да и всего народа) выполняли волю богов, а значит, становились к богу чуть ближе, чем подтверждается выражение «Святое таинство брака». Это было событие, которое все приглашенные помнили всю жизнь.

В прежние годы свадьба была одним из важнейших праздников в частной жизни человека. А, возможно, и единственным, ведь брак заключался один на всю жизнь, а про ежегодные дни рождения никто и не помышлял. Жизнь простого народа была слишком трудна и коротка, и в ней было мало личных праздников. Религиозные и общественные были - это факт. А личные... Да и в личной жизни дворян тоже, пожалуй, кроме свадьбы да рождения наследника, ничего не праздновалось. В сущности, свадьба стала первым религиозным праздником, перешедшим в разряд личных.

Это сейчас мы празднуем каждый День рождения каждого члена семьи и друзей, и именины, и Рождество, и Новый год, и помолвку, и бракосочетание, и венчание, и юбилеи свадеб, и свои юбилеи, и множество других торжеств. Счастливые мы люди: захотим, и каждый день будет праздником!

Еще в девятнадцатом веке в России существовала только одна признаваемая обществом форма брака - венчание. Именно церковный брак считался законным, так как фиксировался записью в церковных документах, книгах. Браки без венчания, на которые церковь не дала одобрение, регистрируемые государственными чиновниками, назывались гражданскими. Относились к ним с подозрением, как к не совсем законным. В наше время наоборот именно они имеют законную силу, в отличие от венчания, которое с юридической точки зрения никаких обязательств на молодых не накладывает. А такую форму отношений, которую мы в наш свободный век называем гражданским браком, наши предки и вовсе не уважали.

Народная свадьба, это целый спектакль, который разыгрывался по определенному, довольно жесткому сценарию. Все участники получали свои роли, со словами или без. Фактически, первоначально свадьба воспринималась как магический ритуал, причем от каждой интонации, жеста зависело очень многое, и ритуал соблюдался неукоснительно. Ведь нужно было из двух половинок, двух совершенно разных людей создать единое целое!

Началом свадьбы в России следует считать сватовство. Сваха - так сказать, главный селекционер - по просьбе родителей подбирала пару молодому человеку или девушке, договаривалась с ее (его) родителями или выступала свидетелем сговора, а в случае согласия сторон назначался срок смотрин. Если предварительная договоренность оказывалась достигнутой, назначались смотрины невесты, ее умений и приданого. Часто молодые видели друг друга на смотринах впервые, особенно, если селение большое. Невеста на этой стадии могла отказать жениху, могли отказаться и от невесты. Разумеется, после такого позора ее шансы на выгодный брак резко падали. На смотринах уточняли размер приданого, срок свадьбы. Свадьбу обычно назначали на осень, время после сбора урожая. А гуляли на свадьбе всем селом, причем приглашения никому не требовались.

В богатых боярских и купеческих семьях традиции в допетровское время почти не отличались от общенародных. То, что крестьяне называли сговор, дворяне называли помолвка. Помолвка часто фиксировалась документально, предложение невесте делали родители (старшие родственники, опекуны) жениха, либо он сам, если был в возрасте или имел высокий социальный статус. Во время помолвки жених дарил невесте перстень с драгоценным камнем, как правило, семейную драгоценность, в знак того, что отныне она несвободна. Символ этот пришел из древней Греции, а истоком его стал миф о Прометее. Как известно, Зевс, прогневавшись, приковал героя к скале и поклялся, что быть ему прикованным к этой скале вечно. Клятвы богов и клятвы богам нерушимы. Однако сказать, что не сойти Прометею с этого места, Зевс запамятовал. И когда по политическим соображениям, а точнее, спасая свою царственную жизнь, Зевс был вынужден Прометея помиловать, он хитро вывернулся. Велел Гефесту из звена цепи сделать кольцо и вправить в него кусочек скалы, и то кольцо на пальце героя заклепать, чтоб не снималось. Еще неизвестно, кто к кому прикован. Так возник первый перстень, символ владычества, несвободы, обета.

Традиционно свадьба дворян справлялась на ближайший карнавал или приурочивалась к весеннему бальному сезону. Однако приглашались на свадьбу далеко не все. В дворянской семье извещение о свадьбе, приглашение на свадьбу (т. е. на праздничный пир по поводу бракосочетания) и на само бракосочетание синонимами не были. Не являются они таковыми и в наше время.

Символическим смыслом свадьбы был переход девушки из рода отца в род мужа. Накануне свадьбы девушка завершала все дела, чтобы ничего недоделанного ею в отцовском доме не осталось, прощалась с девичьей жизнью, этот вечер она проводила дома, с родственниками и подружками, и обязательно парилась в бане. Утром в день свадьбы невесту наряжали в вышитую одежду, украшенную узорами-оберегами, причесывали, она прощалась с родителями и подругами, иногда дарила им подарки, а с подарками - часть своей девичьей удачи, все-таки ее замуж взяли, пусть и другим повезет! Практически все действия сопровождались обрядовыми заговорами и песнями.

В доме жениха готовились к «выкупу» невесты. По обычаю следовало одарить весь род невесты, а не только непосредственных родственников, что-бы духи не гневались. Кроме того, «откупались» и от потенциальных женихов, потерявших невесту, поэтому свадебный поезд - украшенные телеги, запряженные обычно тройками, - по пути к дому невесты ожидали препятствия: например, парни перекрывали дорогу и за право проезда брали деньги. Отказать было нельзя, а схитрить - можно. Кроме того, это действо символизировало способность жениха преодолевать препятствия, которых немало в жизни. Переговоры с представителями невесты по традиции вел дружка. Он выступал в роли охраны, выкупал косу невесты (коса — символ девичества, принадлежности отцовскому роду) и место рядом с ней. Тут наступало раздолье для подружек, которые вовсю морочили ему голову загадками и требовали подарков. Так что приходилось загадки отгадывать, и подружек молодой деньгами, сладостями да лентами от имени жениха задаривать. Надо ведь показать, что молодец не только пригож, но и щедр, что хорошим родственником будет.

Затем жениха с невестой усаживали на возвышении (на престоле!), вокруг рассаживались в соответствии с чинами родственники и гости, и родители невесты устраивали новой родне пир. Этот пир был главным. Когда все обиды (если они были) забывались и люди начинали чувствовать себя родственниками, наступало время бракосочетания, т. е. регистрации брака.

У православных официальную силу имело венчание, которое логически разделяло свадьбу на две части, а пиры давались и в доме невесты, и в доме жениха. Перед отъездом к венцу родители невесты благословляли молодых хлебом и образами. Наступала пора причитаний и печальных песен подружек, прощающихся с невестой. Невеста должна была рыдать и причитать, демонстрируя безутешное горе. Невеста ехала с двумя пожилыми родственницами, свахами, на украшенных санях или телеге, жених скакал верхом на коне, в компании друзей, и должен был приехать к церкви раньше невесты. Свадебный поезд родственников и гостей ехал под обрядовые песни.

В храм входили в определенном порядке - сперва невеста со своим отцом (посаженным отцом), затем жених со своей матерью (посаженной матерью), в третьей паре шли мать невесты и отец жениха, затем приглашенные и гости, друзья и подружки иногда выстраивали коридор, по которому шли гости.

После венчания, новобрачные отправлялись в дом жениха, причем последнему иногда позволялось ехать в санях с женой. На пороге молодых встречали хлебом-солью родители жениха. После величания гости рассаживались за праздничным столом по старшинству и праздновали в свое удовольствие. Молодые, которым нельзя было есть и даже разговаривать не рекомендовалось, постигали величие момента, изображая из себя князя с княгинею. При этом молодая должна была тихо плакать, демонстрируя тоску разлуки с родителями и девичьей волей.

Во время застолья происходило преображение девицы в замужнюю женщину: свахи, отгородив ее от гостей и мужа куском нарядной ткани, расплетали девичью косу, расчесывали волосы гребнем, смоченным в медовой сыти (воде с медом). После новобрачные провожались в «спальню», запирающуюся снаружи, как правило, на сеновал, в хлев или баню. Наутро дверь отпирали (это называлось «вскрыть молодых»), и к молодым входили родственники, обычно родственницы мужа. Рубашка жены (или простыня, если состоятельность позволяла) тщательно осматривалась, и, если невесту признавали девственной, новая родня ее принимала. Бывали и скандалы.

На второй день разрезали испеченный в доме невесты накануне свадьбы особый свадебный каравай и угощали им гостей. Молодые должны были показать родне свои хозяйственные навыки, иногда устраивали выставку приданого невесты, чтобы показать, какая она рукодельница. В этот же день продолжали пир, причем иногда готовила сама молодая, или шли на блины к теще.

Свадебное пиршество могло продолжаться еще несколько дней, но не для жениха и невесты, для них настало время воплощения в жизнь главной цели, которую преследовала свадьба, - это рождение и воспитание здорового потомства. Ведь этот красивый обычай, в силу господствующих представлений о мире и был на это направлен.

Источник материала:О.В. Белякова, С.В. Болдырева - «Памятные даты».
Свадебные подарки
Современная свадьба
Годовщины